АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ
Следует отметить, что дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.
Учеба в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 13-14 -летних мальчиков. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка и родителей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь подростка,ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях:обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.
У подростка полностью перестраивается режим, к которому он привык.
Специфичными для кадетской школы являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:
- жесткая регламентация распорядка дня;
- преобладание групповых видов деятельности;
- подчинение и субординация;
- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных обязанностей.
Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетский корпус.
К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.
Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в НКШИ является деятельность по успешной адаптации воспитанников к жизни и учебе в корпусе. Работа психолога нацелена на изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности.
Перед 13-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетской школе, психологическое сопровождение адаптации реализуется как с кадетами-восьмиклассниками, так и с их родителями.
С воспитанниками проводятся беседы и адаптационные тренинги. Занятия направлены на формирование представлений о структуре жизнедеятельности в школе, на осознание особенностей собственного поведения, на развитие коммуникативных умений, способов саморегуляции эмоциональных состояний, на формирование положительного психологического климата в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки, на сплочение группы.
Работа с родителями проводится как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные беседы и консультации проводятся с родителями, у которых наблюдается высокая тревожность, конфликтность, внутренние переживания, чувство вины и страха за своего ребенка.
На родительских собраниях с родителями ведется разговор об особенностях адаптационного процесса, об особенностях подросткового периода. Родителям предлагаются рекомендации по оказанию помощи и поддержки своему ребенку в этот период.
Адаптация кадет - это сложный процесс, подразумевающий взаимодействие кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.